Skip to content

Об иностранных инвестициях в Российской Федерации

Российское законодательство об иностранных инвестициях Под иностранными инвестициями принято понимать иностранный капитал в денежной или имущественной форме, переведенный из одной страны в другую страну и вложенный в этой другой стране в предприятие дело с целью получения прибыли. Центральным в системе нормативных актов, регулирующих иностранные инвестиции, является Федеральный закон от 9 июля г. ФЗ, вступившим в действие 1 апреля г. Основополагающий характер ФЗИИ определяется тем, что он: Остальные нормативные акты относятся к числу источников законодательства об иностранных инвестициях исключительно в силу наличия в них небольшого числа норм, устанавливающих ограничения прав иностранных инвесторов по осуществлению вложений капитала в те или иные отрасли российской экономики, либо, напротив, вводящих для них льготы публично-правового характера, не предусмотренные для российских инвесторов например, таможенные льготы. Иностранные инвестиции подразделяются на прямые инвестиции и портфельные инвестиции. Прямые иностранные инвестиции преследуют целью не только участие в прибылях данного предприятия, но и приобретение права участия в управлении предприятием. Портфельные иностранные инвестиции не преследуют целью установление контроля над деятельностью предприятия и выражаются в приобретении ценных бумаг, не дающих такого права облигации, привилегированные акции, небольшие пакеты голосующих акций. ФЗИИ определяет три основные правовые формы, в которых может осуществляться прямая иностранная инвестиция: Коммерческие организации с иностранными инвестициями могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, иными словами, в одной из следующих пяти организационно-правовых форм предпринимательской деятельности:

Новые законы РФ поворачивают вспять отток иностранных инвестиций

Его действие направлено на: Действие Закона не распространяется на отношения, связанные с вложениями иностранного капитала в банки и другие кредитные организации, страховые организации, в организации для достижения определенной общественно полезной цели, в том числе образовательной, благотворительной, научной или религиозной. Деятельность иностранных инвесторов в указанных сферах регулируется соответствующим законодательством Российской Федерации о банках и банковской деятельности, о страховании, о некоммерческих организациях, об особых экономических зонах.

Механизм реализации Закона предусматривает использование следующих основных понятий:

Работа по теме: Учебное пособие иностранные инвестиции Курманова ЛР. Основным законом России является Конституция РФ, принятая 12 оплаченная доля иностранных инвестиций в уставном капитале.

Его принятие было обусловлено тем, что Закон г. Однако в целом Закон вызывает ряд критических замечаний со стороны и инвесторов, и юристов. Помимо того, что в нем иногда нечетко разъясняются основные положения, он является фрагментарным и затрагивает лишь часть отношений, возникающих в процессе иностранного инвестирования, которые нуждаются в урегулировании. С одной стороны, по сравнению с Законом г. С другой стороны, Закон не упоминает о портфельных инвестициях, свободных экономических зонах и охватывает в основном прямые инвестиции вернее, даже один из подвидов прямых инвестиций - приоритетные инвестиционные проекты.

Он прямо исключает из сферы своего действия инвестиции в банковский сектор, в страховые и некоммерческие организации, что, по-видимому, обоснованно, так как данные отрасли отличаются своей спецификой и должны регулироваться специальным законодательством. В условиях развитой рыночной экономики было бы несправедливо считать недостатком закона об иностранных инвестициях то, что он недостаточно детально регламентирует отношения, возникающие в процессе осуществления иностранных инвестиций.

Более того, при нормальном, стабильно развивающемся рынке нет необходимости, и было бы некорректно по отношению к отечественным инвесторам вводить особый режим с повышенной защитой для инвесторов извне. Безусловно, определенные ограничения на участие иностранного капитала на внутреннем рынке закреплены в каждой стране. Обычно они связаны с конкретными территориями или отраслями.

Специальное законодательство об иностранных инвестициях существует, как правило, в странах с развивающейся экономикой и создается в период реформ или нестабильности, для того чтобы предоставить, с одной стороны, специальный режим для иностранного капитала и привлечь его в экономику, а с другой - установить режим протекционизма отечественным производителям. Нормы, регулирующие иностранные инвестиции в развитых странах, в основном служат задаче контроля за инвестиционными процессами, в то время как законы в развивающихся странах в большинстве своем нацелены на привлечение дополнительных средств в экономику, что зачастую достигается установлением более преференциального налогового и иного режима для иностранных инвестиций, чем для отечественных.

Зарубежные же инвестиции полезны в большей степени за счёт привлечения более прогрессивных методов производства, инновационных материалов, оборудования и других материально-технических средств. В основном такие вложения благоприятно влияют на предпринимательскую среду, но с ними также связаны и определенные риски, в связи с чем возникла необходимость создания свода правил, обозначающего права и обязанности зарубежного инвестора.

Что представляет собой закон? Последние на сегодняшний день изменения, внесенные в текст закона, датируются 18 июля года.

N ФЗ"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (с закона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад).

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество АТЭС представляет собой оригинальное сочетание стран с разными уровнями экономического и правового развития: Реализация цели свободных капиталопотоков не сводится к одной лишь проблеме ликвидации барьеров на пути их движения, а также призвана учесть различия между странами в емкости внутренних рынков и наличии факторных ресурсов производственных, технологических, финансовых, трудовых, природных. Еще одно условие - введение национального режима без каких-либо ограничений, что позволило бы разрешить вложение зарубежных инвестиций в любые отрасли наравне с национальными капиталами за исключением вопросов, касающихся национальной безопасности.

Следовательно, под инвестиционной либерализацией в АТЭС подразумеваются реализация необязывающих инвестиционных принципов АТЭС, в частности выполнение обязательств в сфере национального режима; определение отраслей, подлежащих снятию инвестиционных ограничений в отношении прямых иностранных инвестиций ; разработка конкретных шагов по их осуществлению.

Сказанное относится главным образом к сферам услуг телекоммуникация, воздушный транспорт, недвижимость , в которых ограничения на иностранную собственность значительно варьируются в странах - членах АТЭС. Наиболее интересные вопросы о правовом регулировании иностранных инвестиций в свете необязывающих инвестиционных принципов АТЭС, в частности о правовом режиме иностранных инвестиций, представляет Россия, которая ведет, как и другие члены АТЭС, активную инвестиционную политику по привлечению иностранного капитала в страну.

В Российской Федерации регулирование иностранных инвестиций помимо Федерального закона от 9 июля г. ФЗ"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" осуществляется путем применения к иностранным инвесторам общего законодательства страны прежде всего Гражданского кодекса РФ далее - ГК РФ , Закона об акционерных обществах, Закона об обществах с ограниченной ответственностью, налогового, валютного, таможенного и иного законодательства.

НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ИНОСТРАННЫХ инвестицияХ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Закон"Об иностранных инвестициях" г. Это отличие бросается в глаза сразу - достаточно ознакомиться с преамбулами документов. Закон устанавливал правовые и экономические основы осуществления иностранных инвестиций в РФ, закон г. Закон , во многом повторявший соответствующий закон СССР, создавался практически на пустом месте.

N ФЗ"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" (Далее . Указанный в Законе 10%-ный размер приобретенной доли в капитале.

Законодательное регулирование иностранного капитала в РФ Россия, как и другие государства, проводит политику регулирования притока капитала иностранного происхождения в основном в сферы стратегических отраслей экономики военную промышленность, например , в остальном предоставляя иностранным предпринимателям инвесторам широкие возможности для производимых ими вложений, подкрепленные рядом законодательно установленных гарантий их сохранности. Согласно гражданскому законодательству нашей страны ГК РФ, ст.

Этот закон регулирует практически все отношения, связанные с предоставлением и сохранением прав иностранного капитала при осуществлении инвестиций то есть при внесении капитала в какой-либо бизнес-объект, расположенный на территории России. Это внесение может быть сделано в виде денег, ценных бумаг см. Рынок ценных бумаг — все намного глобальнее , прав на интеллектуальную деятельность выраженных в денежном эквиваленте , а также услуг и информации.

Создание совместных предприятий; Приобретения иностранным капиталом предприятий, недвижимости за рядом исключений , акций, долей и облигаций; Создания предприятий, принадлежащих иностранцам в полном объеме; Предоставление других имущественных прав, займов, кредитов.

Вопросы и ответы

В Российской Федерации регулирование иностранных инвестиций осуществляется путем применения к иностранным инвесторам общего законодательства страны прежде всего ГК, Закона об акционерных обществах, Закона об обществах с ограниченной ответственностью, налогового, валютного, таможенного и иного законодательства , помимо Федерального Закона от 9 июля г. Правовой основой, регулирующей инвестиционные отношения в РФ, является ее Конституция г.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.

В Российской Федерации регулирование иностранных инвестиций помимо Следовательно, Закон об инвестиционной деятельности в РФ, .. но и над любым увеличением доли иностранных участников в уставном капитале.

При использовании материалов с сайта ссылка на источник . Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками.

Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и или издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн.

К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций долей или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом.

Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и или разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения ст. К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны ст.

Прямые иностранные инвестиции

Окончательный текст Закона содержит совершенно новое определение прямых инвестиций. Кроме того, хотелось бы отметить, что ФЗ об иностранных инвестициях не учел международного опыта определения прямых инвестиций. Так, МВФ рекомендовал понимать под прямым инвестированием капиталовложение, которое производится в целях приобретения долгосрочного участия в предприятии, действующем в стране, не являющейся страной инвестора, или которым инвестор стремится к получению реального влияния в управлении компанией.

Эта рекомендация основана на теории инвестирования, она была использована в Сеульской конвенции г. В соответствии со ст. Рассмотрим первую часть определения.

ФАС в СМИ: ФАС предлагает смягчить закон об иностранных инвестициях при покупке долей в недрах РФ. тября , Источник: РИА.

Осуществить инвестирование возможно либо путем создания коммерческой компании общества с ограниченной ответственностью, акционерного общества на территории России, либо путем приобретения доли или акций в уже существующем обществе с ограниченной ответственностью, акционерном обществе. Иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Регистрация юридического лица иностранным гражданином производится в соответствии с нормами российского законодательства. Регистрируя общество с участием иностранного инвестора, учредители должны руководствоваться Федеральным законом от Учрежденная иностранными инвесторами коммерческая компания будет являться российским юридическим лицом, созданным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и иметь статус коммерческой организации с иностранными инвестициями п.

В то же время вновь созданная коммерческая организация с иностранными инвестициями и сам иностранный инвестор имеют право пользоваться правовой защитой, гарантиями и льготами, установленными Законом об иностранных инвестициях. Создание и ликвидация коммерческой организации с иностранными инвестициями осуществляются на условиях и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом РФ и другими федеральными законами ст. Кроме этого, основные положения о создании и ликвидации юридических лиц закреплены в специальных законах, регулирующих отдельные виды хозяйственных обществ:

Иностранные инвестиции

Положительный эффект от ПИИ[ править править код ] Важным положительным результатом привлечения прямых иностранных инвестиций для экономики страны-реципиента ПИИ может стать получение и последующее распространение более передовых технологий производства и управления. При реализации зарубежных проектов инвесторы, как правило[ источник не указан дней ], стараются использовать наиболее выгодное соотношение доступных им факторов производства, включая и технологии в виде патентов, лицензий,"ноу-хау".

В дальнейшем ввезенные технологии могут распространяться в экономике принимающей страны.

В первую очередь здесь следует назвать Федеральный закон от я г. N ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», который инвестиций в форме приобретения акций (долей) хозяйственных .

Не отстает от них и Россия. Эффективное правовое регулирование иностранных инвестиций на территории Российской Федерации обеспечивается путем сочетания норм гражданского законодательства, специального инвестиционного законодательства, а также международных договоров с участием России. В правовой системе России законодательство об иностранных инвестициях выделяется как отдельный раздел в системе гражданского законодательства, то есть это специальное законодательство, которое в определенной мере регулирует иностранные инвестиции иным образом, чем национальные.

Привлечение и функционирование иностранного капитала в России к настоящему времени регулируется широким спектром нормативно-правовых документов, которые условно можно отнести к трем категориям: Международные договоры и соглашения, участницей которых является Россия: В ходе Уругвайского раунда года была предпринята попытка создания единого кодекса поведения как инвестора, так и принимающей стороны при экспорте-импорте прямых инвестиций. Также Россия приняла на себя все права и обязанности по подобным соглашениям, подписанным еще в бытность СССР.

Нормативные акты, позволяющие исключить двойное налогообложение доходов и имущества. Подобные договоры, заключенные Россией, отменяют или снижают бремя двойного налогообложения путем введения специальных налоговых ставок на доходы нерезидентов.

Готовятся изменения в законодательство об иностранных инвестициях в стратегические общества

Участие иностранных инвесторов в российских хозяйственных обществах: Надо сказать, что закон носит достаточно декларативный характер: Специальные нормы, связанные с участием иностранных инвесторов, содержатся в Федеральном законе от Обычно это иностранное юридическое лицо или иностранный гражданин, а также в определенных случаях в качестве инвестора может выступать международная организация либо иностранное государство.

Да, иностранное лицо вправе осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в соответствии Федеральным законом.

Отношения, возникающие при осуществлении иностранных инвестиций, регулируются также международными договорами и нормами международного права. Для примера можно назвать Сеульскую конвенцию г. Основная идея Сеульской конвенции предоставление иностранным инвесторам финансовых гарантий от некоммерческих рисков путем страхования инвестиций. Задача Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций, являющегося международной организацией, заключается в предоставлении гарантий, в том числе страховании некоммерческих рисков инвестиций, осуществляемых в какой-либо стране - члене Агентства из других стран - членов Агентства.

Гарантии, предоставляемые в соответствии с Конвенцией, распространяются: Большую роль в регулировании изучаемой деятельности играют двусторонние соглашения. Такие соглашения существуют у Российской Федерации как у правопреемника СССР, так и в результате их заключения в качестве субъекта международного права. Постановлением Правительства РФ от 9 июня г.

На основании этого типового акта были заключены соглашения с Болгарией, Грецией, Данией, Польшей и пр.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Института государства и права РАН, кандидат юридических наук. Вопросы законодательного регулирования иностранных инвестиций, осуществляемых в экономику Российской Федерации"". На рубеже — годов заметно возрос интерес к обсуждению вопросов, касающихся привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций. В связи с этим представляется актуальным анализ положений основных законодательных и иных нормативных актов, устанавливающих режим осуществления иностранных инвестиций, исследование внесенных в них в течение последних двух десятилетий изменений и дополнений.

Основное место в статье отведено рассмотрению норм Федерального закона от 9 июля г. В первую очередь, внимание автора привлекают положения этого акта, имеющие основополагающий, концептуальный характер.

"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"я года N ФЗ Порядок заключения сделки по отчуждению доли третьему лицу- совершение сделки, в случаях, предусмотренных Федеральным законом.

Правовые основы осуществления иностранных инвестиций в Российские отрасли экономики, имеющие стратегическое значение Источник:: Коллектив авторов, Предприятия в таких стратегических для любой страны отраслях экономики как телекоммуникации, гидрометеорология, авиационная безопасность, производство оружия и многие другие, всегда привлекали к себе особое внимание иностранных инвесторов и, в тоже время, находились под особым покровительством государства.

В целях защиты национальных интересов в большинстве стран в настоящее время существует специальное законодательство, регулирующее порядок осуществления иностранных инвестиций в отрасли экономики, имеющие значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства. В Российской Федерации в течение долгого времени обсуждалась необходимость принятия нового закона, предусматривающего процедуры контроля за иностранными инвестициями в стратегические отрасли.

Закон ФЗ устанавливает правила, огранивающие участие иностранцев в уставном капитале российских хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение, ограничения в части установления любого вида контроля иностранными инвесторами над такими обществами, а также правила и требования к заключению сделок иностранными инвесторами с акциями таких хозяйственных обществ и некоторых иных сделок, влекущих за собой установление контроля над хозяйственным обществом, имеющим стратегическое значение.

Закон ФЗ не единственный законодательный акт в сфере регулирования порядка осуществления иностранных инвестиций. К другим важным нормативно-правовым актам относятся: Значение Закона ФЗ как инструмента регулирования инвестиций в стратегические предприятия очевидно. Может создаться впечатление, что остальные из указанных законодательных актов малоприменимы к рассматриваемому вопросу.

Закон Рф Об Иностранных Инвестициях

Published on

Узнай, как дерьмо в голове мешает людям эффективнее зарабатывать, и что ты лично можешь сделать, чтобы ликвидировать его навсегда. Кликни здесь чтобы прочитать!